Грузия наконец назвала сумму, которую требует от России в рамках претензий о депортации своих граждан – в общей сложности это ни много ни мало больше семидесяти миллионов евро. Суд в Страсбурге по этому делу Грузия выиграла, однако финансовые запросы Тбилиси, судя по всему, не обоснованы ничем. За моральный ущерб, нанесенный гражданам Грузии в 2006-м при их депортации из России, Тбилиси требует от Москвы 70 320 000 евро, сообщил в пятницу минюст республики. В заявлении на данную тему также отмечается, что ровно год назад ЕСПЧ счел претензии Грузии обоснованными и предложил сторонам договариваться о размере компенсации в течение года. Консенсуса достичь не удалось, поэтому Тбилиси обозначил данную сумму в одностороннем порядке. Соответствующие документы уже направлены в ЕСПЧ. Госминистр Грузии по европейской и евроатлантической интеграции Давид Бакрадзе заявил, что на предложения Тбилиси решить вопрос суммы за столом переговоров Москва не ответила. «Поэтому мы и отправили нашу позицию в Страсбургский суд по правам человека», – сказал он.
Грузия называет цифру в 2380 человек – своих граждан, выдворенных из РФ. Все они находились на территории России нелегально, однако Тбилиси акцентирует внимание на том, что в процессе депортации были массово нарушены их права, защищенные рядом европейских конвенций. При этом утверждается, что во время депортации три человека погибли из-за ухудшения состояния здоровья. Также уточнено, что сумма компенсации высчитана из соответствующих прецедентов, но сами прецеденты минюстом не названы.
Напомним, что в 2006 году по подозрению в шпионаже в Тбилиси были арестованы четверо российских офицеров. Ответила Россия жестко, сначала прервав транспортное и почтовое сообщение, а затем депортировав всех грузинских нелегалов. Согласно вердикту ЕСПЧ от 2014 года, Россия допустила нарушения при депортации грузинских нелегалов. Однако суд не нашел фактов выдворения тех, кто находился в России законно, нарушений прав грузин – граждан России тоже обнаружено не было. В итоге Большая палата суда, чей вердикт не может быть опротестован, постановила, что «политика России по арестам, задержаниям и выдворению большого числа граждан Грузии» в 2006 году нарушила ряд международных договоров.
«Европейские судьи посчитали, что тогда в России имела место координированная политика против грузин, их арестовывали и высылали», – заявила в связи с этим министр юстиции Грузии Теа Цулукиани, в общей сложности проработавшая в Страсбургском суде более 10 лет, в том числе принимая участие в оформлении иска по данному делу.
Ранее минюст России пояснял, что выявленные ЕСПЧ нарушения касаются только действий, связанных «с процедурой принятия решений о депортации и условиями пребывания в центрах временного содержания незаконных мигрантов и лиц, нарушивших установленный законодательством порядок пребывания в России».
Сам иск был подан еще до войны – в марте 2007 года, в нем были упомянуты 130 случаев «индивидуального выдворения» грузин. Большая палата рассматривала иск с декабря 2009-го, в 2011-м состоялись первые закрытые слушания, в июне 2012-го прошло последнее публичное заседание. Свидетели сторон опрашивались зимой 2011 года, по 10 человек от каждой. При этом Россия называла сам иск неправомочным, так как, согласно процедуре, граждане Грузии должны были обжаловать депортацию в российских судах, прежде чем обращаться в Страсбург.
Грузинская сторона требовала обеспечить материальные компенсации, исходя из шести тысяч евро на каждого депортированного плюс по 20 тысяч семьям умерших. Но в итоге ее запросы многократно увеличились. Получается, что за каждого депортированного Грузия сейчас требует от России почти триста тысяч евро.
Бывший генпрокурор Грузии Гия Мепаришвили высказал сомнение, что депортированные в итоге действительно получат компенсацию. «Россия не признает этого требования Грузии. Потом должны включиться механизмы ЕСПЧ и высших органов СП, чтобы в обязательном порядке изъять у России деньги, но это вряд ли получится, особенно с учетом нынешнего уровня отношений Страсбурга и Москвы», – заметил он.
Уместно вспомнить, что Грузия подала против России четыре иска – два в Страсбург и два в Гаагу (в МУС, не путать с МТБЮ). Как заявили в минюсте Грузии, по второму иску в ЕСПЧ (он касается нарушений прав человека в войне 2008-го) «процедуры продолжаются, неизвестно, когда и как завершится суд». Москва этих обвинений также не признает.
Кстати, при Саакашвили Грузия подавала против России иск в МУС еще и по вопросу дискриминации этнических грузин в Абхазии и Южной Осетии с девяностых годов прошлого века, но это дело Тбилиси было проиграно.
Член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев убежден, что требования Грузии не имеют никакого отношения к действительности. «Все те люди, которые были высланы, имели соответствующие нарушения в регистрации. Поэтому рассмотрение этого дела вызывает существенные вопросы, оно носит политизированный характер», – сказал Григорьев.
Подсчет суммы Григорьев назвал произвольным. «Совершенно непонятно, каким образом называются такого рода цифры. Сумма совершенно несоразмерна практике, которая имеет место на международном уровне. Особенно политизированно смотрятся эти заявления и претензии Грузии на фоне действий Европы, которая использует целый ряд возможностей для того, чтобы так или иначе выслать людей, которые нарушают закон либо относятся к категории нежелательных мигрантов», – подчеркнул Григорьев.
Эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев также убежден, что подобные требования имеют конъюнктурный и политизированный характер и «вряд ли основаны на разумных и справедливых правовых требованиях». Он напомнил, что обострение российско-грузинских отношений в 2006 году произошло по вине тех, кто в Грузии сделал ставку на сознательное ухудшение отношений с Москвой.
«То, что эта тема возникла сейчас, наводит на размышления. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между странами, российско-грузинский диалог имеет некоторые перспективы и запросы на это, прежде всего в грузинском обществе. Очевидно, эти сигналы не остаются без внимания тех, кто стремится окончательно вписать Грузию в американскую и натовскую колесницу. Они делают все для того, чтобы торпедировать любые попытки двустороннего диалога», – сказал Арешев.
По его словам, Россия вряд ли всерьез станет ввязываться в подобного рода споры, так что затея Грузии бесперспективна. «Можно было бы выставить требования грузинской стороне. Основания для этого нашлись бы. Но я думаю, что российская сторона вряд ли пойдет на эти меры», – прогнозирует эксперт.
Дмитрий Александров, Тбилиси
Андрей Резчиков, Москва