Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин 16 апреля в Праге проведет десятую встречу со специальным представителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе.
Территориальные проблемы Южного Кавказа в этом формате не обсуждаются, и все же накануне Зураб Абашидзе пообещал "острейший разговор" в Праге о переносе "разделительной линии" (так в Грузии называют границу с Южной Осетией) вглубь территорий грузинских сел Цителубани и Хурвалети.
Позиция Грузии вкратце такова: 10 июля на территории, прилегающей к грузинским селам Горийского района, российские войска незаконно установили предупреждающие информационные знаки о пограничной зоне Республики Южная Осетия.
Российская сторона отреагировала. В разговоре с первым заместителем министра иностранных дел Грузии Давидом Дондуа заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин подчеркнул: претензии не по адресу, потому что пограничные проблемы на югоосетинском участке Грузии следует обсуждать с югоосетинской стороной, и претензии надуманные, ведь границу не передвигали.
Россия признала Абхазию и Южную Осетию после операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. 18 февраля 2015 года главы МИД РФ и МИД Южной Осетии подписали договор о госгранице, еще через месяц был подписан российско-югоосетинский договор. Эти и ряд других документов способствуют интеграции сил и средств двух государств на потенциально опасном направлении. Вооруженное нападение на одну из сторон отныне рассматривается как агрессия и в отношении второй стороны. Безопасность в Южной Осетии обеспечивают совместными усилиями национальные силовые структуры, российские пограничное управление и военная база.
По мнению МИД РФ, нежелание властей в Тбилиси отказаться от статуса "оккупированных территорий" применительно к Сухуму и Цхинвалу, курс на максимальную интеграцию в ЕС и НАТО, появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности. Что и происходит на наших глазах.
Театрализованное представление
15 июля секретарь Совета безопасности Республики Южная Осетия Анатолий Плиев рассказал обозревателю РИА Новости по телефону: "В Цинагарском и Орчосанском районах республики мы продолжаем устанавливать предупреждающие таблички на удалении 100 —150 м от границы — с нашей стороны. Поскольку там проходит нефтепровод Баку — Супса, это взбудоражило грузинскую сторону. И здесь надо учитывать совокупность факторов: непростую международную обстановку, готовность грузинского руководства к политическим спекуляциям, ожидаемый визит важного западноевропейского гостя Дональда Туска, который мог бы добавить солидности этой театрализованной приграничной акции".
Действительно, 14 июля в Грузии ждали председателя Европейского совета Дональда Туска, который намеревался посетить границу Грузии и Южной Осетии, однако "ревизор" не прибыл из-за сложной ситуации в Греции. И все же политическое шоу состоялось. Будто по взмаху невидимой руки, возникло грузинское многоголосие.
13 июля МИД Грузии в специальном заявлении осудил действия России. В этот же день министр обороны Грузии Тина Хидашели торжественно заявила: "Наш путь к евроатлантической интеграции является одним из главных способов избавиться от оккупации, насилия. Хочу заверить вас, что Грузия вернет… все 20 процентов потерянных территорий, и россиянам своими руками придется переносить эти трафареты, которые они ставят на нашей земле, обратно к официальной границе, которая существовала во время СССР".
Директор аналитического департамента МВД Грузии Шалва Энукидзе назвал происходящее грубым нарушением международного права Россией "на фоне поиска точек соприкосновения на переговорном процессе в Женеве между грузинской, осетинской и абхазской сторонами".
14 июля специально привезенные из Тбилиси в сельскую местность грузинские журналисты провели у приграничного села Хурвалети акцию "Нет оккупации", и попытались уничтожить пограничный указатель Южной Осетии (нарушив границу). Грузинские общественники также протестовали на своей территории близ югоосетинского села Цинагар.
И даже посол Швейцарии в Грузии Гюнтер Бехлер как представитель страны-посредника между Россией и Грузией выразил обеспокоенность действиями российских пограничников.
Нефтепровод как нерв
На фоне массовки выступил и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, который назвал "передвижение границы" Южной Осетии неоправданной провокацией, и отметил, что сегменты стратегически важного для нескольких государств нефтепровода Баку-Супса оказались вне грузинской территории.
Вице-премьер, министр энергетики Грузии Каха Каладзе разделил тревогу премьера: ведь правительство Южной Осетии может потребовать налог за транспортировку нефти через свою территорию, и руководству Грузии необходимо предусмотреть строительство нового участка нефтепровода в обход территории Южной Осетии. Возможно, нефтепровод оказался не последней причиной приграничного шоу.
Если правительство Южной Осетии потребует от Грузии оплаты транзита нефти или аренды участка земли под трубопроводом на своей территории, шум на границе и в СМИ не поможет. Придется договариваться с югоосетинской стороной.
Демаркационная вменяемость
Независимая Республика Южная Осетия не первый год обустраивает свою государственную границу. Установленные взамен старых новые предупредительные надписи на столбах ничем не угрожают грузинскому населению и автомагистрали Тбилиси — Гори. Южная Осетия ранее неоднократно предлагала грузинской стороне совместно делимитировать и демаркировать границу, и всегда получала отказ.
Российские пограничники охраняют границу Южной Осетии на основании договора, то есть выполняют служебные функции, в демаркации и инженерном обустройстве грузино-югоосетинской границы не участвуют. Ажурную металлическую ограду ниже человеческого роста (немногим прочнее сетки-рабицы) устанавливают специалисты РЮО — не ближе 100 м от линии границы, с югоосетинской стороны. Этого грузинская сторона принципиально не замечает.
И еще. Нынешнее пограничное обострение происходит на фоне двухнедельных (8 — 22 июля) многонациональных маневров НАТО Agile Spirit (Проворный Дух) на грузинской военной базе Вазиани близ Тбилиси. Вместе с грузинскими военнослужащими там отрабатывают учебно-боевые задачи около 200 морских пехотинцев США, а также представители армий Румынии, Болгарии, Латвии и Литвы. Учения разработаны в рамках пакета мер Грузия-НАТО. И это уже вторые маневры альянса в Грузии с начала 2015 года. По официальной версии, так военнослужащие Грузии готовятся к участию в международных миротворческих миссиях.
И все же трагические события августа 2008 года на Южном Кавказе начинались похоже: с 15 июля более двух недель продолжались грузино-американcкие маневры Immediate Respons-2008 (Немедленный ответ-2008) с участием 1000 американских и 1630 грузинских военнослужащих. А потом Грузия решила подкорректировать границы.
Возможно, спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе 16 июля в Праге действительно поднимет пограничные проблемы на встрече с замглавы российского МИДа Григорием Карасиным. Это не повлияет на ведение дел и формат переговоров, определяемых международными нормами.
Прямые переговоры в Праге между представителями России и Грузии предусматривают обсуждение исключительно гуманитарных и торгово-экономических связей между странами. Вопрос территориальной целостности Грузии является предметом обсуждений международных (многосторонних) Женевских дискуссий по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе.
Александр Хроленко
Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: