В последнее время в так называемом «цивилизованном мире» все чаще звучит словосочетание «российская пропаганда». Иногда, слушая западных политиков и аналитиков, можно подумать, что они боятся «российской пропаганды» больше, чем «ИГИЛ» и «Талибан» вместе взятые.
Не отстали от новых веяний моды и грузинские политики.
В ходе состоявшегося в США визита нового министра обороны Тины Хидашели, во время встречи в Институте мира представитель Республиканской партии заявила, что "российское влияние увеличивается. Так, как грибы после дождя растут неправительственные организации. Появляются люди, о которых прежде никто не слышал, но их показывают по телевизору, они дают интервью, становясь экспертами, у которых высокие заработки. Мы также наблюдаем влияние на грузинскую прессу. Мы пока не уверены на 100%, платит ли им Россия, хотя видим, что настрой в обществе меняется».
Касательно «людей, которых показывают по телевизору»... Ныне в Грузии в сфере телевидения наблюдается интереснейшая картина. Каналами-лидерами по-прежнему остаются: Рустави 2(фактически, партийный рупор пропаганды Единого национального движения, лидером был и остается действующий губернатор Одесской области экс-президент Саакашвили, Имеди(тот самый, принадлежавший ныне покойному олигарху Б.Патаркацишвили телеканал, который «мишисты» самым наглым и беспардонным образом сначала разгромили, потом присвоили себе, сделав из него аналог того же Рустави 2, а после своего поражения на выборах в 2012 году столь же неожиданно вернули семье покойного, что, впрочем, практически не отразилось на политике телеканала), Общественный канал(уже который год находящийся в глубоком кризисе).
Если кто-либо может найти русский след в финансировании этих каналов, то он сделает открытие в духе «есть ли жизнь на Марсе».
Г-жа министр говорит, что у «них» высокие заработки, но она не уверена в том, что им платит Россия - на 100%. Однако налогоплательщику Грузии хотелось бы, чтобы один из ведущих политиков страны и по совместительству главный силовик, в отличие от обывателей, имеющая доступ к любой секретной информации, которыми располагают многочисленные спецслужбы Грузии, прекрасно обеспечиваемые нашим бюджетом, делала заявления только тогда, когда она на 100% в них уверена.
Кстати, другое заявление Тины Хидашели по поводу того, что результатом визитов в Москву лидера партии «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе является «перенос т.н. границы с Южной Осетией», сродни заявлению женщины, верящей в приметы. Министр обороны Грузии хочет сказать, что лидер одной из оппозиционных партий, между прочим, получившей множество мандатов на прошедших недавно выборах в местное самоуправление, Нино Бурджанадзе дала добро российским военным на очередное «отжатие» грузинских территорий? Очевидно, по этой логике, без «разрешения» Бурджанадзе, российские военные границу бы не сдвигали? Ну, тогда прямой долг и обязанность министра обороны страны хотя бы потребовать его ареста? Или г-жа министр не уверена в том, что говорит - на 100%?
Другой вопрос, что в связи с «переносом границы», сами представители грузинских властей в течении двух недель не могли определиться, что же именно произошло, и делали взаимоисключающие заявления.
На самом деле, на данном этапе у Нино Бурджанадзе нет никаких существенных рычагов влияния, чтобы результатом её визитов в Москву были какие-либо изменения в российско-грузинских отношениях. Более того, в перспективе у Нино Бурджанадзе тоже нет надежды на то, что по итогам следующих выборов, её партия составит большинство в законодательном органе страны.
На самом деле, конечно, Тина Хидашели как высокопоставленный чиновник может делать политические заявления, которые продиктованы некоторой коньюктурностью. Хотя с командной точки зрения, совершенно непонятно её заявление в Евросоюзе об усилении антироссийских санкций, когда премьер-министр Ираклий Гарибашвили абстрагировался от всяких санкций против России, а заместитель министра иностранных дел поспешил опровергнуть то, что, Грузия поддержала продление санкций против России. Грузия только автоматически продлила их по одному пункту, касающемуся торговли с Крымом. Наверное, было бы лучше, если бы эти заявления совпадали с общим курсом, проводимым той командой, членом которой министр обороны все еще является?
Однако более знаковым и нарушающим все принципы демократии и свободы слова прозвучало заявление главного редактора считающейся самой независимой и объективной газеты «Резонанс», председателя Форума гражданского общества и национальной платформы Грузии по Восточному партнёрству Лаши Тугуши.
В июле сего года почтенный гражданин заявил, что российские каналы травят грузинское население, и на них нет законодательной управы. На этом, как говорит автор заявления, зарабатывают кабельные телевидения. Как результат этого «отравления», в Грузии растут прорусские настроения. Машина, которая очень эффективно работает, влияет на отношение людей к разрешению конфликтов, делает их зависимыми. Такого давления сложно избежать и очень развитым странам. Панацеей от такого «отравления» редактор газеты считает законодательный запрет на эти каналы, которые пропагандируют войну и ненависть. Он предлагает ввести санкции против российских каналов.
Конечно, как человек просвещённый, подсознательно редактор газеты догадывается, что, высказывая такое мнение публично, посягает на демократические ценности, поэтому предполагает, что его обязательно обвинят в нарушении принципов демократии, и продолжает, повторяясь, что «российские каналы - это отрава, а не СМИ, поэтому должны быть рассмотрены в рамках иных стандартов». Т.е. предлагает двойные стандарты....
Также вопросом «российской пропаганды» заинтересованы и в неправительственном секторе, размышляя на тему «гибридных войн» России и её угроз Грузии.
Такое оживление не может быть не связано с жалобой представителей западных СМИ, что глобально они не могут противостоять российской пропаганде, усилившейся в мире с появлением и работой такого международного российского канала как «Россия сегодня». В первую очередь, это плохо говорит о жалующихся, так как задаёшься вопросом: как достаточно новый на телевизионном мировом рынке российский канал так подпортил всем нервы, что потеснил такие акулы в информационном мире, как BBC, CNN? Прекрасной рекламой, непростительной для корифеев информационной войны, стало заявление Нового главы Совета управляющих по вопросам вещания США (BBG) Эндрю Лака, который, говоря о встающих перед советом вызовах, перечислил российский телеканал RT в одном ряду с террористической организацией ИГИЛ. Я бы, например, из коммерческих соображений, готова была бы пожертвовать гонораром за свою книгу, чтоб её так отругали в Госдепартаменте.
Более того, кому, как не американцам знать концепцию «Соперничество», созданную в США в 1986г о том, что «посредством правдивой и ложной информации об экономике, управлении, о вооруженной борьбе можно достичь целенаправленного регулирования процессов принятия необходимых для нас решений руководством другого государства".
Но выводы сделаны, гранты выделены, работа пошла. В мире теперь борятся с российской пропагандой. В Грузии – тоже.
Коснёмся основополагающих документов, касающихся свободы слова. Термин Свобо?да сло?ва, в общеевропейском понимании, как известно, означает — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения, как в устной, так и в письменной форме: свобода печати и средств массовой информации.
Так, согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. В законе Грузии о Свободе слова и свободе выражения сказано, что интерпретация его правомочна в рамках обязательств, наложенных на страну в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свободах и соответственно прецедентному праву Европейского суда по правам человека.
В законе о свободе слова говорится, что государство признаёт свободу слова и выражения как основополагающую человеческую ценность. Абсолютной свободой слова, по грузинскому законодательству, обладают все, кроме представителей административных органов. Свобода слова здесь предполагает недопустимость цензуры, независимость и плюрализм редакционной медии, право журналистов на принятие редакционных решений в соответствие со своей совестью.
Теперь вернёмся к нервным предложениям представителя «независимой» прессы, предлагающего законодательно ограничить в Грузии российкие каналы. Помнится, во время войны в 2008г. в то время очень «демократическое» правительство отключило российские сайты. Могу совершенно точно утверждать, что анонимайзеры и «прокси» ресурсами в тот период граждане стали делиться как хлебом насущным, и это, в первую очередь, делали сотрудники государственных органов, а с их лёгкой руки, «прокси» ушли в народ, требовавший доступа к российским доменам. Поделюсь своими гражданскими ощущениями. Отключение российских ресурсов было оскорбительным, так как в нём выражалось недоверие правительства к своему народу, которого посчитали быдлом, неспособным делать правильные выводы.
В век компьютерных технологий и Интернета отключение каких-либо ресурсов явлется нонсенсом и попахивает идеями «чучхе».
Конечно, в современном мире существует такое понятие как информационная война, и серьёзным ресурсом ныне является слово, переданное посредством СМИ населению. Не хочется разочаровывать политиков, редакторов ведущих газет и представителей НПО, однако российские средства массовой информации уделяют обидно малое время сюжетам, посвящённым Грузии и событиям, происходящим здесь. Например, за всё последнее время информационный и достаточно коньюктурный канал Россия 24 сделал единственный сюжет о Грузии, который касался Дома юстиции Грузии, где даже преувеличил достоинства и так оперативного обслуживания его посетителей.
Российские СМИ всё последнее время стараются давать максимально положительную информацию о Грузии, касаясь более вопросов культуры, кинематографа, туризма. Так, на канале «Лайф ньюз» прошёл огромный сюжет о дочери Никиты Михалкова, вышедшей замуж за молодого грузинского режиссёра Резо Гигинеишвили, где рассказывалось о венчании новобрачных, одетых в грузинские национальные костюмы в монастыре Бодбе, о застолье в Цинандали.
Не раскрою никаких тайн, если скажу, что ныне в Грузии почти в каждой семье есть возможность смотреть российские каналы, и большинство граждан Грузии их смотрит. С одной стороны, потому что уровень грузинского телевидения на данном этапе и близко не стоит с тем, который мы привыкли видеть на многих российских каналах. Во-вторых: потому что, несмотря на усиленное изучение английского языка, массы его так и не знают. В третьих: те, кому было хотя бы лет 10 в период существования Советского Союза, по привычке предпочитает российские каналы – западным.
И главное, у грузинского народа хватило бы мудрости без всяких запретов перестать смотреть российские каналы, если бы они пропагандировали ненависть в адрес грузинского народа, его культуры, традиций, истории и т.д.
И напоследок, вновь на тему обеспокоенности министра обороны Грузии по поводу прорусских настроений граждан. Ни премьер- министр, ни президент, и ни министр чего-угодно решает, какие должны быть настроения в обществе. Прямое значение слова «демократия» предполагает то, что «демок кратос», т.е. народ правит. А о своём решении народ Грузии заявил на выборах в 2012 г., проголосовав за «Грузинскую мечту», так как она обещала наладить отношения с Россией.
Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: