Государственное агентство Грузии по вопросам религий сегодня отчиталось о работе, проделанной за 2015 год. Сравнительно молодое ведомство, которое начало функционировать менее двух лет назад, занимается изучением положения религиозных групп в стране и призвано помогать решению их проблем. Представители некоторых конфессиональных групп и грузинские правозащитники, присутствовавшие на презентации отчета, хоть и отмечают определенный успех в работе ведомства, тем не менее считают, что основные проблемы все еще остаются нерешенными.
Председатель Государственного агентства Грузии по вопросам религий Заза Вашакмадзе начал сегодняшнюю презентацию отчета о работе, проделанной ведомством за 2015 год, с хорошей, по его словам, новости. Обращаясь к присутствовавшим на мероприятии гостям, среди которых были предстоятели функционирующих в Грузии религиозных общин, члены грузинского правительства, правозащитники и аккредитованные в стране послы, Вашакмадзе напомнил, что «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви», но вместе с тем оказывает финансовую помощь и другим конфессиям:
«Финансовой поддержкой со стороны властей Грузии пользуются такие конфессии, как ислам, иудаизм, Романско-католическая церковь и Армянская апостольская церковь. Хочу воспользоваться случаем и объявить, что к этим четырем конфессиям добавятся еще одна или две религиозные организации. Какие это будут организации, станет известно в конце года», – пообещал Вашакмадзе.
Рассказывая об успехах Агентства по вопросам религий за прошлый год, глава ведомства отметил, что была увеличена сумма «символических компенсаций» тем религиозным общинам, которые подвергались гонению в советские годы. Также, по словам Вашакмадзе, специалистами агентства были подготовлены рекомендации правительству Грузии, направленные на уравнивание размеров налоговых выплат разными религиозными организациями. Говоря о вызовах, Вашакмадзе детально остановился на двух темах: это проблемы, с которыми в Грузии сталкиваются Свидетели Иеговы, и положение Грузинской православной церкви на оккупированных территориях:
«Согласно информации, которую нам передали представители Свидетелей Иеговы, в течение 2015 года имели место несколько десятков случаев нападений и фактов гонений по религиозному признаку в отношении последователей этой религиозной организации. Мы передали всю эту информацию в правоохранительные органы, и вместе с тем стараемся разработать механизмы защиты представителей религиозных меньшинств от вероятной агрессии. Что касается оккупированных Абхазии и Южной Осетии, то проживающие там граждане Грузии лишены религиозных прав. В частности, там запрещено проводить службы на грузинском языке, религиозные памятники разрушаются, а духовные лица, которые являются этническими грузинами, испытывают давление», – сказал Вашакмадзе.
Упоминание об Абхазии и Южной Осетии вызвало оживление в зале. Митрополит Ахалцихе и Тао-Кларджети отец Теодор призвал руководство Агентства по вопросам религий активнее содействовать решению проблем паствы ГПЦ, оставшейся на оккупированной территории:
«Возможно, официально мы (священнослужители) не можем попасть туда (в Абхазию и Южную Осетию), но у проживающих там людей должно быть право молиться в тех церквях, в которых они желают. Может быть, удастся сделать так, чтобы грузинским верующим было позволено проводить молитвы у тех православных святынь (признанных ГПЦ), которые расположены в этих регионах».
В то время как представители ГПЦ говорили об ущемлении религиозных прав православных грузин в Абхазии и Южной Осетии, руководители мелких конфессиональных общин, зарегистрированных в Грузии, утверждали, что их паства нередко сталкивается с притеснением со стороны православного большинства. Так, епископ Евангелистско-баптистской церкви Грузии Мераб Гаприндашвили заговорил о фактах дискриминации.
«Толерантность – это не одноразовый акт, за толерантность, о которой мы так много говорим, нужно бороться ежедневно. Мы все – дети одной страны. Да, закон, который предусматривает финансирование кроме ГПЦ еще четырех конфессий (ислам, иудаизм, Романско-католическая церковь и Армянская апостольская церковь), может считаться шагом вперед. Но мы все же считаем, что здесь задействован дискриминационный подход. Непонятно, почему «за бортом» оказались остальные религиозные объединения?» – вопрошал Гаприндашвили.
Его поддержал пастор Евангелистско-протестансткой церкви Шмаги Чанкветадзе, который, кроме того, призвал власти страны объявить выходным днем 25 декабря, когда ряд христианских церквей отмечает Рождество.
На «дискриминационные моменты» в религиозной политике Грузии указывает и представитель грузинской НПО «Центр по изучению и мониторингу прав человека» Этер Гвритишвили. В частности, она считает, что дискриминационной можно считать и норму, которая предусматривает значительные налоговые послабления только для одной конфессии – ГПЦ.
На критику ответил министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили, присутствовавший на мероприятии. Он обнадежил собравшихся, что власти учтут все рекомендации и замечания. По словам Закареишвили, Агентство по вопросам религии было создано именно для того, чтобы обращать внимание правительства на конкретные проблемы.
Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: