В последние годы часто можно было прочесть материалы, в которых с упоением рассказывалось о том, каким безопасным и гостеприимным стало Панкисское ущелье. Какие здесь живут добрые и отзывчивые люди, которые ждут денежных туристов в собственных гестхаузах и подобиях кемпингов. И то, что всё это было смешной фальшью, стало явным в Вербное воскресенье сего года, когда «миролюбивый» и «туритический» регион восстал против государственной власти.
Рассказывая о том, каким спокойным стало ущелье, владельцы гостевых домов в конце, смущаясь, все же советуют приезжему соблюдать осторожность вне населенных пунктов, и особенно - в общении с местной молодежью, чтобы избежать ограбления и избиения.
Немногочисленные туристы-экстремалы описывают местные крайне скромные достопримечательности. Особо восторженно отмечают то, что «бородатый мужчина разрешил сфотографировать мечеть ваххабитов». И никого не смущает тот факт, что нигде в цивилизованном мире нет необходимости просить разрешения, или опасаться фотографировать мечети и церкви.
Уверен, у этих туристов вообще не возникало бы желание общаться с «вежливым бородачом», если бы они знали, что он еще полгода назад носился по сирийской пустыне с толпой фанатиков, гоняясь с оружием за беззащитными людьми другой веры. И таких «героев» в этой долине немало. Некоторые из них стараются не привлекать к себе внимание. Они даже на праздниках и похоронах не смешиваются с остальными собравшимися.
Другие - наоборот, всегда на виду. Часто становятся преуспевающими бизнесменами, в частности, как братья Пареулидзе, являющиеся одновременно ортодоксальными ваххабитами и процветающими бизнесменами.
Сейчас в Панкиси наблюдается очередная смена полюса общинной власти. Созданный при поддержке властей Совет старейшин полностью утратил скудные рычаги влияния и даже свойственный горским народам авторитет перед молодым поколением. В настоящее время кистинцами правят рожденные в 80-х годах прошлого столетия.
Ярким представителем этого поколения является тридцатитрехлетний Пареулидзе Асхаб Идрисович, получивший высшее духовное образование в Саудовской Аравии. В конце 2017-начале 2018 года он был назначен на ставшую вакантной должность «амира» или «эмира» (араб. — повелитель, предводитель мусульман) „Панкисского джамаата“, ответственного также за вербовку и направление новых боевиков для так называемого «Исламского государства». Оправдывая доверие командиров ИГ, он уже к лету 2018 года подобрал и отправил в Сирию первую партию рекрутов. Среди них был и двадцатитрехлетний бывший военнослужащий по призыву (2014-2015 гг.) Вооруженных сил Грузии Хангошвили Иса Юсупович.
Предшественник Асхаба Пареулидзе - его однофамилец Али Пареулидзе банально расхищал деньги, направляемые из Сирии для поддержки «Панкисского джамаата» руководством «Исламского государства», чем допустил снижение количества новобранцев для террористических организаций (что было отмечено нашими спецслужбами). В результате, как говорят жители соседних сел, в качестве наказания тридцативосьмилетний Али был отправлен Сирию, чтобы искупить свою вину участием в боях с «неверными».
Даже беглый взгляд на Панкисское ущелье дает понять, что жизнь здесь далека от идиллистической картины, которую рисуют турагентства, зазывая иностранных и своих туристов. Около трех сотен молодых жителей этой части Грузии участвовали в террористических организациях на Ближнем Востоке и имеют опыт партизанской войны. Часть из них продолжает воевать до сих пор, и уже не только на территории Сирии и Ирака, но и в других странах, в том числе в Украине и Афганистане.
Прибавим к ним кратно превосходящее их количество потенциально преступных элементов, впитавших радикальные взгляды, высокомерно относящиеся как к христианам, так и представителям традиционного Ислама (последние по независящим от их желания причинам не смогли выехать из страны, либо еще находятся в подростковом возрасте) – и станет понятным, каков уровень угрозы для общества и государства. Тем более, что в ближайшей перспективе реинтегрировать в общество ударившихся благодаря «ваххабизации» в средневековье кистинцев не представляется возможным.
Проблема решается комплексным подходом, когда жесткие полицейские и законодательные меры сопровождаются последовательными гуманитарными шагами. Необходимо максимально ограничить влияние так называемых «амиров»: так же как звание «вор в законе», так и «амир-эмир» должно караться по закону. Жестко пресекать любые проявления мракобесия и попытки беспардонного навязывания не только соседям-иноверцам и туристам, но и государству чуждого образа жизни. Одновременно проводить работу на уровне духовных лиц, решать социально-экономические проблемы, минимизировать безработицу и т.д.
Это долгий процесс, но начинать его надо уже вчера…