Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 
  • 22:26 – Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ: «Моя задача, как автора книги, состояла в укреплении исторической памяти» 
  • 19:48 – ერდოღანმა მესხეთს თურქეთის მიწა და ძირძველი სამშობლო უწოდა 
  • 14:59 – ჰააგის სასამართლო: სიმართლის ნაცვლად სააკაშვილის რეჟიმის ხსნა და ხალხების ახალი დაპირისპირება? 
  • 22:45 – ქარელში დიდი სამამულო ომის მემორიალი შეაკეთეს და საზეიმო ღონისძიება ჩაატარეს 

"Неудобная нация"

"Неудобная нация"На протяжении последних веков история Грузии связана с русской общиной нераздельно. Первые русские появились здесь в середине XIX века, когда к югу от города Ахалкалаки из России переселили духоборов. Уже к концу века, в одном лишь Тбилиси, русские составляли около 25% от общего населения города. По переписи 2002 года - количество русских в Грузии достигало 60 000. Спустя 13 лет эта цифра сократилось почти вдвое.

Сегодня, русская община в Грузии переживает не лучшие времена. Вместе с проблемами экономического и социального характера, этнические русские в недалеком прошлом сталкивались с проблемами политического характера. „Мы были неудобной нацией“, - считает председатель Союза российской молодежи Грузии Александр Беженцев.

В беседе с корреспондентом Creative Georgia News Беженцев рассказывает о сегодняшнем положении общины. На его взгляд, учитывая культурные и исторические связи с Грузией, община могла бы внести посильный вклад в налаживание грузино-российских отношений. Однако потенциал такого вклада должным образом пока не оценен.

- Расскажите подробнее, с какими проблемами сталкивается русская община в Грузии?

В первую очередь это проблема нереализованности, трудоустройства, особенно у среднего поколения, остро стоит проблема экономического характера, проблема образования, поскольку у нашей молодежи нет возможности учиться на русском языке. По этой причине некоторые люди вынуждены уезжать. Например, пару лет назад сотруднице нашей организации пришлось уехать в Россию из-за того, что она не смогла устроить ребенка в русскую школу. Несмотря на то, что после армянской и азербайджанской, мы - третья по численности община в Грузии, в законодательной и исполнительной власти мы почти не представлены. Мы пытаемся с этим бороться и всегда, даже с самих высоких трибун поднимаем этот вопрос, но представители высшей власти часто забывают, что в Грузии живут и этнические русские.

- Вы считаете, что русская община в Грузии - „запретная тема“?

Можно сказать, что да. Это обусловлено российско-грузинскими отношениями и событиями 2008 года. К сожалению, здесь не видят разницы между Российским государством, политикой РФ и гражданами Грузии русского происхождения. Мы пережили очень страшные времена, когда русский язык выдавливался, когда с ним боролись. Наверно, вы помните, как запретили исполнение русских песен, повсюду пропали надписи на русском языке, закрылись школы. Я бы сказал, что тогда русские были „неудобной“ нацией, про которую все забывали.

- Изменилась ли ситуация с приходом новой власти?

Сейчас отношение к общине улучшилась, но чувствуется какой-то застой. Да, гонения на русский язык прекратились, но русские школы вновь закрыты, не восстановлена деятельность русских СМИ. Что касается экономического положения, то в этом плане состояние нашей общины не улучшилось.

- Оказывает ли правительство России помощь общине?

В прямой помощи частично оказывает. Здесь действует секция интересов РФ при посольстве Швейцарии, и программа поддержки соотечественников проходит, в основном, через нее. Раз в год проводится прием около ста человек на обучение в российские ВУЗ-ы, также оказывается социальная помощь, проводятся различные мероприятия, отмечается Новый Год, 9 мая. Если это считать поддержкой, то, наверно, такая поддержка есть.

- Вы считаете, что этой помощи недостаточно?

Мне кажется, что нужно делать больше. В первую очередь, программа по переселению соотечественников должна стать более доступной и открытой. Во-вторых, нужно перейти на систему грантовой поддержки, поскольку сейчас вся помощь из России идет по конкретным статьям. У нас действует порядка 30-ти общественных организаций, которые, при получении гранта для конкретного проекта, смогли бы работать гораздо эффективнее.

- На будущий год в Грузии проводятся парламентские выборы. Собираются ли члены общины участвовать в предвыборных процессах?

Если проанализировать новейшую историю Грузии, вы увидите, что в политическом плане представители нацменьшинств занимают пассивную позицию. Они, в основном, всегда за правящую партию. То есть, при Шеварднадзе поддерживали Шеварднадзе, при Саакашвили - Саакашвили, соответственно, сейчас все поддерживают „Грузинскую Мечту“. Я не думаю, что нас включат в предвыборный список, поскольку никто не хочет услышать обвинения в свой адрес, якобы он имеет дело с „агентами Кремля“. Думаю, что к нам опять приставят ярлык „неудобной“ нации. Поэтому, ни от кого предложений особо не ждем.

- Поддерживает ли община политику властей РФ?

Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку наша организация политическими вопросами не занимается. Есть различные мнения и позиции, но для нас гораздо важнее, чтобы двусторонние отношения вернулись в нормальное русло.

- Как в общине воспринимают нынешнее положение российско-грузинских отношений?

Конечно же, очень отрицательно, поскольку это для нас - болезненная тема. У нас много смешанных браков, для нас Родина и Отчизна - это Россия и Грузия. Могу судить по себе: моя бабушка и жена - этнические грузинки. Я считаю, что деятельность всех русских организаций в Грузии, в первую очередь, должна быть направлена на улучшение и восстановление наших отношений, которые были исторически теплыми.

- Какой вклад, на ваш взгляд, может внести русская община в урегулирование грузино-российских отношений?
По моему мнению, община, прежде всего, должна работать над созданием положительного имиджа своей Родины. Аналогичную работу должны проводить грузины, проживающие в Россию. Нужно показать, что там в России, грузины хотят, чтобы все было хорошо, а мы русские - хотим того же в Грузии. Кроме того, нужно дать больше возможностей народной дипломатии, нужно больше желания для упрощения визового режима, поскольку россияне могут находиться в Грузии без визы в течение года, а с нашей стороны получить визу гораздо сложнее. Мы должны проводить больше совместных мероприятий, программ по обмену, выявлять новые подходы с подключением молодежи. Никто не должен думать, что история российско-грузинских отношений началась в августе 2008-ого. Нужна совместная база, но, к сожалению, предпосылок для создания такой базы я пока не вижу.

- Насколько правильно власти России оценивают потенциал русской общины в плане налаживания двусторонних отношений?

Это сложный вопрос, поскольку, по сути, кроме культурных мероприятий, никакой активности по этому направлению не наблюдается. Как мне кажется, на фоне экономического кризиса, который сейчас наблюдается как в России так и во многих других странах, этот вопрос отошел на второй план. Хотя определенные позывы есть с обеих сторон. Например, Грузия не присоединилась к санкциям против России, сейчас идет разговор о переговорах с „Газпромом“. Самый большой плюс, который я, как гражданин Грузии русского происхождения не могу не отметить, это то, что нынешняя власть отказалась от гневной риторики по отношению к русским. Я думаю, что это большой прорыв и сигнал, который России обязательно следует учесть.


Сюзи Калашян

Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: