На прошедших в воскресенье выборах актер Владимир Зеленский, не имеющий политического опыта, «сместил» президента Украины Петра Порошенко.
В последние несколько лет можно было наблюдать, как избиратели во всем мире выступают против правящей политической элиты — начиная с Брексита и заканчивая избранием Трампа и победой Болсонару на выборах в Бразилии. Однако сейчас, когда претенденты на пост президента США выставляют свои кандидатуры для участия в президентской гонке 2020 года, опросы показывают, что демократы выступают за выдвижение «опытного кандидата из числа политиков».
Но те, кто ожидает возвращения к «прежней обычной политике», совершают большую ошибку: судя по всему, протест против сложившегося положения дел не прекратится. И если прошедшие в воскресенье президентские выборы на Украине, о чем-то говорят, то это «что-то» только усиливается.
Владимир Зеленский, политический опыт которого сводится к тому, что он сыграл в телесериале вымышленного президента, обошел действующего президента Петра Порошенко с рекордным отрывом почти в 50%. Другими словами, украинцы только что выразили самое категорическое за последние годы несогласие с политическим классом.
Эта убедительная победа на выборах вызвала предсказуемую реакцию со стороны истеблишмента. В СМИ строятся догадки о предполагаемых рисках избрания «комика» на самый высокий пост в стране. Некоторые внешнеполитические аналитики пренебрежительно сравнивают Зеленского с Трампом. Либеральный аналитик Андреа Чалупа (Andrea Chalupa) недавно предупредила украинцев о том, «что может сделать со страной политически неопытный актер-телезвезда». И победа Зеленского вызвала потрясение в кругах вашингтонских аналитиков, некоторые из которых утверждают, что отсутствие у него опыта означает, что его президентство будет «катастрофой».
Звучит знакомо?
Эти эксперты не понимают, что Зеленский победил не вопреки своему статусу аутсайдера, а благодаря ему.
Почти за 30 лет чего только ни обещала избирателям украинская политическая элита, но потом так и не смогла выполнить своих обещаний. Хотя западные партнеры хвалили Порошенко за «прогресс в осуществлении реформ», такой «прогресс» не имеет никакого смысла, если он не позволяет улучшить жизнь людей.
Украина стала беднейшей страной в Европе, а личный доход Порошенко в прошлом году вырос почти в 100 раз. Неудивительно, что избиратели хотят чего-то нового.
Критика политических аутсайдеров со стороны истеблишмента зачастую приводит к обратным результатам, поскольку подкрепляет то, что избирателям уже известно: многие из тех, кого считают «экспертами», на удивление далеки от простых людей.
Взять, например, высказывание Чалупы о Трампе.
Среднестатистический украинец, едва сводящий концы с концами при доходе менее 300 долларов в месяц, не хочет ничего, кроме тех возможностей и процветания, которые появились в Америке в годы президентства Трампа.
Разрыв между мнением экспертов и реальной жизнью простых людей стал очевиден к 2016 году, когда я ушел с поста губернатора Одесской области на Украине и стал одним из самых ярых противников Порошенко.
С этими выборами нищета, коррупция и злоупотребления властью, свидетелями которых я был, наконец, достигли кульминации в виде неприятия украинцами существующего положения дел.
Подобно Трампу и другим неординарным, «нетипичным» лидерам, Зеленскому удалось направить народное недовольство в нужное русло, потому что он понимает, насколько велики возможности социальных сетей, позволяющих говорить непосредственно с людьми.
На протяжении всей своей кампании он обращался к своим сторонникам не с помощью постановочных агитационных видео и пафосных речей с трибун, а в импровизированных видеороликах в «Фейсбуке» и «Инстаграме». Это было нелегко, поскольку Украину накрыла волна фейковых новостей, и выборы были омрачены отвратительными попытками необоснованных обвинений и очернительства. Но, используя свою онлайн-платформу для прямой связи с избирателями без условностей традиционной агитации, Зеленский дал отпор и победил. И теперь начинается настоящая битва. Избиратели поддержали Зеленского, поручив ему сломать систему, и это будет нелегко. Несмотря на это, я как никогда оптимистичен в отношении будущего Украины.
Почему? Потому что главное обещание Зеленского — сломать не оправдавшую надежд систему и восстановить ее с нуля — может выполнить только человек, не являющийся частью этой системы. В свою бытность президентом Грузии я понял, что для достижения успеха прогресс в посткоммунистических странах должен быть радикальным. Правительство, основанное на подкупе, кумовстве и взяточничестве, не может быть реформировано в привычном смысле этого слова. Ему необходимы радикальные изменения и перестройка. Руководствуясь этой бескомпромиссностью, мы с моей командой превратили Грузию из несостоявшегося государства в самую реформаторскую страну мира.
И в отличие от Порошенко, клептократия которого оттолкнула многих советников (включая меня), Зеленский настроен на созидательное разрушение. В его программе подробно изложены конкретные планы по ускорению реформ судебной системы, сокращению чиновничьего аппарата и оптимизации антикоррупционной инфраструктуры. Для этого он собирает команду профессионалов, ориентированных на Запад, и заявил, что готов выслушать и мою точку зрения.
Победа Зеленского служит четким сигналом для всех политиков на Украине и за ее пределами: в ближайшее время общемировая тенденция к противодействию истеблишменту не изменится. И это, наверное, к лучшему.