Об экономической и политической ситуации, сложившейся в Грузии, имеются разные мнения. Некоторые эксперты внутри страны считают, что экономическая ситуация в последние три года в стране ухудшилась, и в этом вина правящей коалиции «Грузинская мечта». Другие же полагают, что всё не так плохо, в частности, падение курса национальной валюты обусловлено внешними факторами. Об этих проблемах, а также о политической ситуации в стране мы поговорили с быть может самым эпатажным и смелым политиком современной Грузии, главой парламентской фракции «Грузинская мечта – промышленники», в прошлом известным бизнесменом Гоги Топадзе.
— Г-н Гоги, что происходит с грузинской экономикой? Почему соотношение лари к доллару изменилось? Как вы считаете, нет ли тут вины Национального банка Грузии, который обязан регулировать этот вопрос?
— Наши оппоненты подняли неестественный ажиотаж относительно курса лари. Посмотрите вокруг нас, это ведь глобальная проблема: евро упал, национальные валюты Азербайджана, Армении, России слабеют. По сравнению с данными странами, у нас падение очень низкое. Вы помните как упал рубль, я уже не говорю по Украине, там вообще катастрофа. У нас маленькая страна, присутствует сильное влияние доллара. Но паниковать не надо, уже наблюдается тенденция к снижению, наши руководители экономики хорошо рассчитали все действия, и скоро курс лара к доллару установится в пропорции 1 к 2, и это уже будет нормально. Что касается Национального банка, когда, во время падения курса лари, мы проверили ежедневный выброс золотовалютных запасов, что делает каждый национальный банк, как было и в России, в других странах, убедились, что в те дни были допущены ошибки. Наши оппоненты стали винить министров финансом и экономики, что – несправедливо. Чиновники делали все возможное, но падение было еще одной возможностью насолить нашему правительству. Мы к этому привыкли, они ищут мелочи, чтобы придраться, вплоть до семейных расстройств, чтоб обвинить нас в нарушении чьих-то прав. Все дела открываются оперативно, так что ругать наших министров не надо. Реальность оппоненты представляют в чёрном свете. На самом деле, за 9 лет, когда экономику нашей страны губили националы, закрылись производства, были созданы условия для уничтожения сельского хозяйства, произодства. Это все понемногу выправляется, много сделано по линии сельского хозяйства. Выдаются льготные кредиты Фонда развития Грузии, основанного новым правительством, что очень эффективно. Наши телеканалы, которые не отличаются объективностью, плохо все это представляют. На самом деле, эти фонды помогли создать много новых объектов, о каждом из которых я могу говорить конкретно. К сожалению, всё освещается необъективно. Население-то понимает, что это происходит в рамках политической борьбы. Однако журналистика предполагает объективное освещение любого события, а одностороннесть нарушает нормы этики журналистики. Или журналисты образумятся и поймут что, что их слушают миллионы людей, и они их явно обманывают, или надо вырабатывать какие-то меры наказания.
— Как вы оцениваете изменения в промышленности после смены власти в стране? Были ли созданы и какие конкретно новые предприятия за последние три года? Каковы перспективы дальнейшего развития страны в этой области?
— Создан целый комплекс производств. Это и производство бройлеров, переработка отходов сельхозпродуктов на высоком современном уровне, консервный завод рядом с Тбилиси, разбиты плантации, строится много ферм, мы хотим обеспечить население современными технологиями. Грузия будет выпускать много продуктов, которые будут отвечать высоким международным стандартам. При помощи новосозданных фондов в Кахети, в Западной Грузии были реконструированы заводы по виноделию. Но ваши коллеги-журналисты не хотят рассказать населению об этих объектах. Я и мой коллега Зураб Ткемаладзе предлагали многим журналистам телеканалов повезти их, показать всё, справились бы за пару дней, но никто этим не заинтересовался. Они заинтересованы показывать все в чёрном свете. Необъктивность журналистов вызывает целый ряд других проблем. Население, тем не менее, знает, какие условия прежнее правительство создавало и бизнесменам, и людям культуры и искусства. За год, за два всё не исправить. Надо обслуживать старые долги, взятые националами. Есть очень много нюансов, о которых многие не знают, но факты будут правильно оценены.
— Изменился ли бизнес климат после прихода «Мечты» во власть? Прежние власти терроризировали бизнес, что происходит теперь?
— Прежние власти в тюрьмах пытали и насиловали бизнесменов с требованием отдать бизнес. Вы помните тюремные кадры. У нас было 300 тысяч заключённых. Не все они были криминалами, многие — были бизнесменами, у которых отняли бизнес. Сегодня почти все из них требуют возврата имущества, активов, и эти вопросы решаются по категориями. Кого-то замучили в тюрьме, не выдержав, он переписал бизнес, кого прежние сделали бизнесменом в одночасье. Например, был клерком, получал 600 лар в банке и вдруг стал миллионером. Т.е. власти его создали, они же и всё отобрали. Теперь вернуть всем то, что отобрано националами и перепрятано ими в офшорной зоне, сложно. Тогда придётся снижать пенсии, социальные выплаты и другие государственные услуги. Всем этим занимаются детально, проверяется также способы приобретения миллионов.
Сегодня бизнес не отнимают, выдают дешёвые кредиты по принципу «производи в Грузии». На актуальные проекты министерство экономики покрывает 10% кредита, 1 % выпадает на долю производителя. Есть также фонд Партнёрства. Главное, чтоб люди прорабатывали грамотные бизнес-планы, важные для Грузии и соответствующие мировым стандартам. Многие использовали эти возможности и построили новые объекты. В будущем будут новые консервные заводы по производству молока, мяса. В горных районах в последнее время развелось много рогатого скота. Чтобы не завозить некачественный импорт, мы разработали программу по мясоперерабатывающему, сыроваренному производству. Стараемся использовать возможности горных регионов, вернуть туда население, кроме туризма, думаем развивать там и другие отрасли хозяйства ро производству строительных материлов. Готовится закон об повышении уровня жизни врачей, педагогов, бизнесменов-производителей с освобождением от налогов на 10 лет. Очень скоро эти меры по развитию горных регионов Грузии дадут результат. Недавно, побывав в Австрии, Швейцарии, видели, как там это все равивается, так что, перенимаем опыт. Импорт, поступающий в Грузию, не всегда отвечает стандартам качества.
— Было бы неплохо контролировать генмодифицированные элементы в продуктах…
— Такой закон принят, с давкой, конечно, с 2016г. начнётся контроль. Покупается оборудование, готовятся молодые специалисты по химическому мониторингу качества продуктов. Применяются химические добавки, глюконат натрия. Они входят в реакцию с органикой и вызывают дикие аллергические реакции, от которых в Европе погибло 30 тысяч людей. Нужна серьёзная база, и по ней работает министерство сельского хозяйства. У нас будут работать лаборатирии, действовать санкции на завоз некачественной продукции. После долгих лет заморозки Россия нам открыла возможности экспорта витаминной продукции на российский рынок: вино, чай, фрукты, что всегда было востребовано. Санкции против России открывают нам огромный рынок, так что мои коллеги должны много работать, чтоб эту нишу не потерять. Наше правительство очень активно работает в этой сфере, ищет проекты, ищет условия. Я думаю, через год, как и обещал Иванишвили, всё будет легче.
— Говорят, что из-за ужесточения визового режима, приток инвестиций в Грузию сократился. Согласны ли вы с этим мнением?
— Это больше связано с туризмом. Инвестиции поступают, все видят, что в Грузию можно вкладывать. Сложно теперь будет жулью, которое занималось махинациями. А некоторые усложнения были нужны, так как, вы видели, как сюда приезжали и бесконтрольно делали, Бог знает, что. Единственное, по чему ударит ужесточение визового режима — это туризм. Но и здесь будут найдены оптимальные условия. По всем показателям, туризм в Грузии растёт, хлынули российские альпинисты, которые любят ходить по горам, есть морские курорты, которые будут востребованы. Я считаю, что наше правительство ведёт правильную экономическую и социальную политику. Многие наши гости, иностранные дипломаты очень активно нам предлагают смотреть только вперёд, не пересматривая недавнее прошлое. Мол, оставьте старые грехи прошлому.
— Однажды перед выборами в 2012г. один европеец сообщил мне, что в дипломатических кулуарах говорят, что не желают видеть коалицию «Грузинская мечта» во власти. На это он получил мой ответ: «Не послам решать, кто будет здесь править. Выбор — суверенное право народа Грузии»…
— Вы правы. Грузию все рассматривают сквозь призму своих политических интересов, с которыми коррелируются рекомендации МВФ, ВТО. Вот есть Евросоюз, да, мы ассоциировались, но по нему есть много спорных вопросов. Нельзя легкомысленно все принимать, как то, что нас бездумно вогнали в ВТО. Евросоюз нас с удовольствием примет, если сам не распадётся до этого времени. Надо свое отстаивать, чтоб извне к нам не завозилось всё бесконтрольно. Есть вопросы и по искусству, медицине, надо составить условия. Есть неприемлимые вопросы по вопросу продажи земель. Грузия – малоземельная страна, вы знаете, её покупают турки, идусы, китацы. Нельзя продавать нашу землю. Есть много стран Евросоюза, которые не продают свою землю иностранцам. А когда прежние власти это допустили, тысячи гектаров было скуплено. Это надо остановить, иначе мы потеряем наши традиции. Пример: виноделие, чаеводство – это наш бренд. Представьте, что купит землю, допустим, китаец, вырубит лозу и посеет рис, что нужно Китаю. И традиции, и методы, и интересы других будут соблюдены в ущерб нашим.
— Вы затронули вопрос традиций и ценностей. На мой взгляд, грузинское общество волнует вопрос однополых браков. Как вы к нему относитесь?
— Этот вопрос тоже на повестке дня, но мы категорически будем против, наша партия, точно, моя фракция и мои единомышленники. В самой Европе очень разное отношение к этому вопросу, они приняли эти законы, даже страны НАТО. Но вспомните миллионные митинги во Франции, когда из-за принятия этого закона рейтинг Оланда упал до 13% упал. Люди были рассержены. Грузия — традиционная страна. Как это будет выглядеть, если двое мужчин выйдут из ЗАГСа, целуясь и отправлясь затем в постель? Это же и демографическая проблема. Более того, мы окружены мусульманским миром. Какое будет отношение к нам после этого, а мы ведь страна богатой культуры и истории. Многие грузины работают в Чечне, Дагестане, Ингушетии, что там о нас подумают? Мы будем категорически против. Я думаю, что так думают очень многие.
— Недавно из коалиции «Грузинская мечта» вышли Свободные демократы, до этого её покинуло несколько депутатов, поговаривают, что Республиканская партия тоже может её покинуть. Как обстоят дела с вашей партией? Есть мнение, что в Грузии состоятся внеочередные парламетские выборы. В таком случае, какой вы видите свою политическую судьбу?
— Да, демократы оставили коалицию, но пусть это будет на их совести. Нас всех Бидзина привёл, а благодарность и благородство в таком случае хромают. Мы не собираемся покидать коалицию. Есть спорные вопросы, у каждой фракции своя точка зрения на некоторые вопросы, но в этом демократичность коалиции. Есть и командная борьба, но надо учитывать как мы пришли в правительство. Не дай Бог, чтоб прежние власти еще 5 лет просидели у власти. Теперь всё было бы продано.
— Что показал, по вашему мнению, последний митинг националов? Как вы считаете, есть ли угроза, что сторонники этой партии смогут организовать «грузинский майдан»?
— Они из кожи вон лезут, чтоб прийти во власть. Они сейчас борятся за возможность быть главной оппозиционной силой. Один известный американец, не буду называть его имени, он любит часто поучать нас, «мы, — говорит, — самая демократичная страна». Оставим, как там убивают полицейские и т.д…. Вот у нас, мол, 2 партии: Республиканская и Демократическая. Мы ответили ему, что такого у нас не будет. Националы столько бед натворили. Они затормозили развитие страны на минимум 30 лет, а теперь бьются за то, чтобы реинкорнироваться и оказаться на поверхности политического поля, когда их лица будут забыты. Коабитация была нашей слабостью. Надо было с самого начала поставить все точки над и. Но и это произошло из-за нажима на наши традиции. На недавний митинг свезли 5-7 тысяч, желая показать, что якобы у националов есть большая поддержка, но они и здесь проиграли. Пусть шумят, у людей есть память.
— Какой, по вашему мнению, должна быть стратегия безопасности Грузии?
— В идеале, Грузия, в связи со своим стратегическим положением, должна быть независимой и демократической, нейтральной. До Швейцарии нам далеко, но есть страны, которые нужны всем. Кавказ бурлит, он разделён конфликтами, здесь нужен какой-то посредник. Наша образованность и традиции добрососедства дают нам потенциал смягчать проблему Карабаха, другие вопросы, не решать, но хотя бы смягчать, чтобы не было кровопролития. Мы дипломатичные, умеем примирять людей за столом.
— Как быть с Россией?
— Без России у нас будет масса проблем, мы – православные христиане, окружены мусульманскими странами. Без России этот вопрос будет проблематичным. Спорить с Россией, ругать Россию, пугать Россию – это глупость. После каждого такого акта, ею принимаются шаги по Абхазии, Самачабло. Они оккупировали наши земли, мы имеем большие претензии к России и будем иметь их до тех пор, пока этот вопрос не решится. Но сквернословить в адрес огромной страны с огромными ресурсами – глупо и не только из-за экспорта. Россия стала державой, с которой надо считаться. Были периоды её слабости, сейчас у России железный правитель. РФ наладила отношения с Китаем, и однополярный мир умер, принеся нам массу трагедий: Афганистан, Ирак, Иран, Ливия, Египет, Сирия, Югославия , когда без разрешения Совета Безопасности были использованы войска. В Ираке нашли химическое оружие? Нет, там нашли нефть. А что в Афганистане сделали? Сколько там погибло людей? Сколько наших ребят там погибло? Создали Исламское государство, и я сомневаюсь, что оно возникло случайно. Думаю, что это — авантюра. В этом плане Россию надо понимать и уважать, нельзя её ругать. Да, были ошибки, с нашей стороны были ошибки, когда ругали этого сильнейшего, страшного соседа, это было недипломатично. Надо восстанавливать отношения. Есть какие-то надежды по формату Абашидзе-Карасин. Я уверен, что правильной политикой мы будем шаг за шагом приближиться к восстановлению наших территорий и дружбе с Россией. Во всяком случае, ничего другого, когда Россия так поднимается — ничего не получится. Нам не западные дипломаты не помогут, ни какие-то там комиссии, никто не будет с Россией за нас сражаться. Надо искать приемлимые дипломатические соседские отношения. Грузия им тоже нужна как партнёр, я это чувствую. Эту роль при решении наших проблем можно выполнить успешно.
— Во время предвыборной кампании, Бидзина Иванишвили заявил, что Михаил Саакашвили начал войну в ЮО. На чьей же совести потеря территорий: российской или Саакашвили?
— Об этом говорить надо, но у меня большие сомнения по Саакашвили и его действиям. На Северном Кавказе в тот период шли серьёзные учения, у нас под носом. Саакашвили подобрал момент именно тогда, когда проводятся манёвры. Оставим эту тему. Все догадываются, что нельзя было поступать так, как он. Нельзя было Путина обзывать. Этот человек — самый популярный на планете, его рейтинг зашкаливает. Сегодня он выступал, я успел посмотреть прямую линию. Весь мир замирает, когда он говорит. И как он правильно говорит. Санкции Россия перенесёт. Тот, кто их ввёл, себе больше напортит, чем России, богатейшей стране. И не забывайте роль России во Второй Мировой войне. Сегодня стараются забыть, что 20 миллионов погибло. Уверен, что надо налаживать отношения, несмотря на обиду. Да, Абхазия и Самочабло – наши территории, но, я думаю, в этом плане будут положительные решения.
— Вам как бизнесмену видится возможность начать торговые взаимоотношения с Абхазией и Южной Осетией до их возвращения в состав Грузии?
— Бизнес может решить много вопросов. Помните, Эргнетский рынок? Дикой ошибкой было его закрыть. С абхазами есть много вариантов начать бизнес. Сегодня в Абхазию вклинивается Турция, есть абхазы- мухаджиры. Турки вывозят древесину, хотя можно её перерабатывать в Абхазии. Условия там страшные, живут только за счёт туризма, но этим сыт не будешь Некогда там был и пивзавод, винное производство. Было время, когда абхазцы мне предлагали бизнес. Мы встречались с абхазской делегацией на Кипре в 2007 году. Они были очень дружелюбны, иногда мы спорили, но по вечерам приглашали друг друга посидеть за одним столом. Тогда ещё были инициативы по бизнесу. Я и сейчас ищу возможности ведения бизнеса. Они приезжают сюда лечиться, матери с детьми уезжают со слезами на глазах, наши врачи их тепло встречают, лечат бесплатно. В Абхазии есть какая-то часть населения, которая мутит воду, но всё равно надо искать экономические связи. Некогда наша компания построила в Цхинвали пивзавод, там была первая грузинская надпись, мы построили там гостиницу, ресторан. Чибиров нас прекрасно принимал, мы принимали здесь осетинских коллег. Меня возили на грузино-осетинскую свадьбу, осетины кутили с грузинами. Но авантюра 2004г, а затем – 2008г всё испортила. Посмотрим…
Виктория Максоева
Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: