Новый губернатор Одесской области в числе своих приоритетов назвал укрепление границы с Приднестровьем, откуда, по его словам, поступают наркотики и оружие. Речь может идти о полном закрытии границ, по факту это – террор, а не благородные популистские задачи. К Саакашвили многие относятся как к шуту, но не стоит забывать: этот человек очень упрям и опасен.
Формально Саакашвили не произносил ничего похожего на формулировку «закрытие границы», но, по сути, ведет дело именно к этому. Он ссылается на то, что Украина вышла из соглашения о ротации военнослужащих и грузов в ПМР, и потому и российские грузы, и российских граждан через границу пропускать больше не будут. Однако Украина не могла выйти из «соглашения о ротации» просто потому, что такого соглашения нет. Порядок ротации и права военнослужащих миротворческих сил определены их статусом. Действия Украины (а равно Молдавии) нарушают именно базовое соглашение о прекращении огня и о статусе миротворческих сил.
Такая же типичная для Саакашвили подмена понятий содержится и в его риторике по поводу контрабанды. От такого персонажа, как он, никто даже не подумает потребовать подтверждения рассказов об «оружии» и «наркотиках», которые «дестабилизируют Украину» (а потому закрытие границы с ПМР – «вопрос внутренней безопасности»).
А если все-таки запросить доказательства, то можно легко представить, как новый начальник УВД по Одесской области Гиа Лордкипанидзе уже через полчаса организует задержание какого-нибудь цыганенка с приднестровским паспортом и на десять телекамер продемонстрирует изъятые у него полтонны кокаина и грузовик «Узи». Мы это все уже проходили – и именно с этими людьми. И наркотики изымали, и целые ПТУРы «Фагот» в багажниках «Жигулей» первой модели образовывались – чисто шредингеровский кот. Это они умеют, так что лучше не подставлять невинных людей.
Другое дело, что практически весь экспорт-импорт Приднестровья проходит через Одессу. И тут могут начаться удивительные странности, которые уже случались там, где раньше правил Саакашвили. Мы не можем ручаться, как именно оформлены экспортные грузы, например, ММЗ – Молдавского металлургического завода в приднестровской Рыбнице, который до прошлого года принадлежал российскому «Металлоинвесту», а сейчас – невесть кому. То есть в прямом смысле невесть кому – «Металлоинвест», похоже, и сам не в курсе, кому в панике сбагрили 30% его акций. Если это офшор (а это почти наверняка офшор), то грузы ММЗ можно будет заблокировать «до выяснения». Меж тем завод и так почти остановился. Выход, который какой-нибудь «независимый переговорщик» предложит руководству Приднестровья, дабы разблокировать бюджетообразующее предприятие, – перерегистрировать его в Кишиневе. Все, занавес.
Рыбницкий цементный завод уже сейчас официально принадлежит венгерскому концерну «Телеп», с ним такое изнасилование не обязательно. Компания «Шерифф» – центральная ось приднестровской экономики – давно зарегистрирована в Кишиневе. Вот и вся борьба с контрабандой. Остались, конечно, «коробейники», что-то возящие из Одессы и обратно через границу ПМР. С ними и впрямь можно развернуть показательную борьбу. Это в стиле Саакашвили: съездить на пару КПП да наорать на какого-нибудь таможенника.
При этом в ряде случаев Саакашвили может оказаться по-своему (то есть популистски) прав. Доказательств нет, но есть стойкая народная молва, что некоторые главы районов Одесской области и другие чиновники региона как-то что-то где-то с приднестровцами делят. Порт – это такая штука, где всегда слишком много щелей в заборах, так что развернуться на почве «борьбы с коррупцией» можно легко, а арестовывать кого-то на публику или смещать с должности в прямом эфире Саакашвили умеет и любит. Это его природа.
Точно так же, безусловно, будет «укрепляться граница». Там регулярно будут ловить цыган, которые заборов не любят и не понимают, и остатки сельских коробейников – из числа тех, кто раньше телевизор не смотрел и не знают, кто этот странный парень – новый губернатор Одесской области.
Но есть подвох. Из всего заявленного Саакашвили в его компетенции находится только борьба с коррупцией и приватизация всего и вся, начиная с порта как самого крупного объекта. Все как-то подзабыли, что контроль за границей и таможней даже на Украине прерогатива центральных органов власти, именуемых Погранслужбой и таможней. Они не подчиняются губернатору одной из областей, пусть и довольно значимой, и никакие реформы от его имени в этом направлении проводиться не могут. Конечно, Саакашвили с его «кредитом доверия» со стороны Порошенко может попробовать надавить на эти структуры, но вряд ли им это понравится. Конфликт интересов налицо.
Однако нельзя относиться к Саакашвили просто как к гибриду злобного тролля и несмешного клоуна. В Цхинвале именно так к нему и относились, более уважительно (по контрасту) воспринимая тогдашнего министра обороны Окруашвили – и чем это закончилось? Этот человек несет вокруг себя зло и разрушение, какую бы должность он ни занимал, как бы комично ни выглядел, какую бы ахинею ни нес. Он вознамерился сделать Приднестровью плохо, и он этого добьется, постепенно втягивая Россию в сложное противостояние с невыясненными союзниками.
Приднестровское руководство плохо состыковывается с Москвой. Президента Шевчука Владимир Путин ни разу не принял, сколько бы тот ни приезжал в Москву. Что самое интересное, Шевчук даже не расстраивается. И он, и министр иностранных дел ПМР Штански регулярно бывают в Кишиневе, а в балтийские страны выезжают на отдых и по иным поводам целые делегации. Длительное время российская политика в отношении Приднестровья была либо вовсе заброшена, либо отдана на откуп таким персонажам, что перекреститься хочется. Случись что, никто сейчас не поручится лояльностью Тирасполя. Больше половины солдат и офицеров миротворческих сил имеют украинские и молдавские паспорта, а количество россиян уменьшается с каждым днем. Шевчука к тому же не считают человеком достаточно волевым, а в кулуарных разговорах идут в своих оценках еще дальше.
А Саакашвили сколько будет жить, столько и будет мнить себя великим мировым политиком. Это уже врачебная история, а не политическая и не административно-управленческая. Он будет прокладывать новые Шелковые пути, дороги из Поти, нефтепроводы, строить стеклянные замки и объявлять Одессу самым безопасным городом на планете. В мирное время такие обезьяны относительно безвредны. Но сейчас способны взорвать ту самую гранату, которая всегда у них под руками. Просто мы ее иногда не видим – и не успеваем вовремя отбежать.