Украину из-за слабой правоохранительной системы наводнили банды с Кавказа и из Средней Азии, которые отличаются особой жестокостью и не боятся полиции.
«Это настоящие отморозки, которых опасается даже местный криминал. Они могут застрелить на улице просто по предположению, что у жертвы при себе 1 тыс. долларов. При ограблении без разговоров могут убить, если хозяева квартиры вдруг случайно в ней окажутся. Или спокойно свяжут членов семьи и на глазах у детей будут пытать стариков утюгами, паяльниками», - рассказал украинскому изданию «Вести» ветеран МВД, один из основателей УБОПа Валерий Кур.
Такая жестокость объясняется тем, что эти бандиты воспитаны в традициях военных условий, многие воевали в горячих точках, сюда же добавляются наркотики и алкоголь. А Украина, по словам Кура, привлекает гастролеров тем, что в той же Грузии криминал жестко преследуют, тогда как украинская правоохранительная система несколько ослабла, что не является для преступной среды угрозой. Местные же группировки тоже не могут составить им конкуренцию.
«Преступники едут к нам с Кавказа, из Средней Азии. Тут спокойно легализуются, отсиживаются в тихих районах, часто едут в Крым. А наезды совершают в крупные города – Киев, Запорожье, Днепропетровск, Одессу. Там грабят квартиры, дома, ювелирные магазины, совершают разбои», – добавил Кур.
По словам основателя УБОПа, отдельная сфера – угоны авто: «Они каждое утро сидят в засадах со сканерами замков возле дорогих частных детсадов и школ, куда богатые родители привозят детей утром. Также сидят в засадах под деловыми центрами, банками».
Параллельно с притоком кавказских группировок на Украине возрождаются банды, с которыми, казалось бы, покончили еще в девяностых – нулевых годах.
«Повсплывали фамилии «динозавров», о которых я уже лет восемь ничего не слышал. Раньше они были авторитетными группировками, потом тихонько сидели, занимались бизнесом, а сейчас под видом охранных фирм и общественных организаций вновь создали преступные группы, отжимают бизнес, киоски», – сообщил экс-начальник УБОП Киевской области Эдуард Свинцицкий.
Эксперты говорят, что эффективно противодействовать преступникам-гастролерам полиция не в состоянии: до сих пор не принят закон об оперативно-розыскной деятельности, что связывает руки оперативным подразделениям полиции. Вдобавок в ходе аттестации было выбито среднее звено: милиционеры, проработавшие 15-20 лет, не прошли проверок либо уволились сами.
«Это смешанные банды – армяне, грузины, чеченцы, осетины. Они очень закрытые. Чтобы бороться с ними, нужны оперативные позиции, нужна налаженная качественная агентурная работа, а ее сейчас нет. В наше время это был очень большой комплекс работы, чтобы подобраться к банде. Работали по полгода-году, внедряли своих сотрудников, вербовали людей там», – считает Свинцицкий.
«Плюс они общаются по телефону на своем языке – искали переводчиков с допуском к режиму секретности. А сейчас полицейские просто не знают, как это делать», – поясняет Свинцицкий.