Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 
  • 22:26 – Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ: «Моя задача, как автора книги, состояла в укреплении исторической памяти» 
  • 19:48 – ერდოღანმა მესხეთს თურქეთის მიწა და ძირძველი სამშობლო უწოდა 
  • 14:59 – ჰააგის სასამართლო: სიმართლის ნაცვლად სააკაშვილის რეჟიმის ხსნა და ხალხების ახალი დაპირისპირება? 
  • 22:45 – ქარელში დიდი სამამულო ომის მემორიალი შეაკეთეს და საზეიმო ღონისძიება ჩაატარეს 

Что-то с памятью нашей стало

Что-то с памятью нашей сталоНедавно в СМИ Южной Осетии прошла новость, что в селе Дменис администрация Цхинвалского района собирается установить единый мемориальный комплекс воинам, отстоявшим независимость Южной Осетии в 1989-2008 годах, а также павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Идея увековечить память осетинcких бойцов, сражавшихся за независимость от Грузии, обсуждается давно и безуспешно. Ну вот, наконец-то мемориал решили открыть в селе Дменис. По югоосетинским меркам это большое село, расположенное примерно в 15 километрах от столицы республики. Сначала я почему-то подумал, что единый мемориальный комплекс будет посвящен трагически погибшим жителям села Дменис, но, перечитав новость, понял, что ошибся.

Насколько это правильно? Памятники ВОВ стоят чуть ли не в каждом селе Южной Осетии. Наш малочисленный народ принял активное участие в кровопролитной войне за страну, которой больше не существует. Осетины внесли заметный вклад в разгром нацистской Германии наряду с другими народами СССР. Но в 1989 году эта страна для Южной Осетии испарилась в одну декабрьскую ночь. Она просто исчезла, оставив наш крошечный народ один на один в вооруженном конфликте с многомиллионной Грузией.

Не имея никаких средств для сопротивления, ребята, которым в большинстве своем было от 17 до 25 лет, еще не подозревали, на какие подвиги их обрекает судьба. Отстояв свою землю, они первыми взялись за создание институтов молодого государства. Они сделали все, чтобы современная Южная Осетия не выглядела как оккупированная земля без ясных границ. Благодаря им южные осетины не разбросаны по миру, неся в груди тяжесть и боль, как курды или палестинцы. Эти люди превратили ЮОАО в Республику Южная Осетия. Их энергии, харизмы и раскрывшихся военных талантов хватило и для помощи Северной Осетии и Абхазии. К сожалению для осетин, самые яркие из них ушли безвременно. Трагические последствия этого мы ощущаем по сей день. Сегодня молодые граждане нашей страны практически не знают таких имен, как Алан Джиоев (Парпат), Валерий Хубулов, братья Ацамаз и Азамат Кабисовы, Андрей Козаев и другие.

Как-то в Абхазии я прогуливался по центру Сухума и увидел мемориальный комплекс погибшим в Отечественной войне 1992-1993 годов. Неподалеку от меня остановился автобус с табличкой «Дети». Из него вышел молодой учитель, следом высыпали школьники. Они тихо подошли к памятнику, и, судя по всему, учитель начал рассказывать о вкладе людей, чьи имена были высечены на стеле, в создание абхазского государства. Потом я обнаружил, что абхазы поставили подобные мемориалы во всех своих городах. Отдельно участникам ВОВ 1941-1945 годов, отдельно – павшим в Отечественной войне 1992-1993 годов. У абхазов есть четкое понимание, что это две разные эпохи и нельзя их смешивать.

С грустью я ехал домой и думал о единичных табличках, прибитых к домам моих единственных героев и образцов мужской доблести, так пренебрежительно преданных забвению собственным народом. Гуляя по проспекту Алана Джиоева, вы едва заметите на его доме небольшую мраморную табличку. Ведущие на югоосетинском телевидении до сих пор не могут произнести название проспекта имени Алана Джиоева, «по старой доброй памяти» называя его улицей Ленина – человека, при котором произошли очередная резня осетин и массовые переселения в Северную Осетию. Сегодня потомки тех, кто тогда бежал с Юга, компактно проживают в таких селах, как Ногир, Октябрьское, Сунжа и т.д.

На улице Исаака Харебова прямо на тротуаре установлены две мраморные плиты – Азамату Джиоеву и Амирану Багаеву. Эти два молодых героя остановили танковый штурм с северо-восточной части Цхинвала в 2008 году, отдав свои жизни. В дождливую погоду их портреты часто покрыты слоем грязи из-под проезжающих машин. Едва заметная табличка висит на доме Вадима Газзаева, основателя югоосетинского ОМОНа.

Подмена ценностей у молодежи Южной Осетии уже произошла. Но все еще в наших силах пресечь это политические бескультурье, небрежное отношение власти к героям и истории нашего государства. Я все еще мечтаю погулять по проспекту Алана Джиоева, пройти возле его дома-музея, откуда будут выходить школьники, и дойти пешком до сквера в центре города к мемориалу павшим в нашей Отечественной войне – единственным моим героям, давшим нам шанс быть свободными и жить в своем государстве.


Хетаг Хетагов

Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: