Примерно в 2012 году я впервые заинтересовался сирийской войной, и произошло это после того, как я увидел в YouTube видео из разрушенного Хомса. Сирийские города, даже их развалины, поразили меня тем, что это были целые кварталы, целые районы нормальных, полноценных 3-4-этажных капитально построенных кирпичных зданий, без какого-либо намека на традиционную ближневосточную нищету. Покопавшись в интернете, я нашел немало довоенных видео из Дамаска, Алеппо и Хомса – нормальные, цивилизованные города, люди, больше похожие на кавказцев, чем на традиционных арабов. Я долго не мог понять, как в такой с виду цивилизованной стране – не в Сомали, не в Йемене, не в Судане, а в Сирии, – мог начаться такой жесточайший конфликт?
После изучения обстоятельств, которые сделали это возможным, стало очевидно, что в сирийском конфликте есть много чего поучительного для всех, в том числе и для Грузии.
История последних 40-50 лет показывает, что начавшуюся войну невозможно открутить назад. Страна, в которой хотя бы неделю шла гражданская война, никогда не будет прежней. И, напротив, все более или менее успешно урегулированные конфликты, где претензии сторон никуда не делись, но их градус заметно снизился, наглядно демонстрируют: понимание того, что назад уже ничего не вернуть, сильно помогает.
В этом разница между европейским подходом и российским (в широком смысле). Запад, обжегшись на унижении Германии в Первой мировой войне, пришел к единственно разумному выводу: любая война – это необратимое изменение положения и с этим надо смириться. Никогда не бывает стабильной победа одной из сторон со счетом 10:0.
Европейцы поняли: когда одна сторона полностью проиграла, а вторая полностью победила, – всегда есть шанс на реванш. Сторона, которую унизили, никогда этого не забудет, и не исключено, что найдет подходящий момент и все начнется сначала. Замечательная афганская поговорка гласит: «Не обижай детеныша, быть может, это детеныш льва»... Наглядным примером европейского подхода, как ни странно, является Косово: Запад признал албанскую сущность этого края, но при этом не допустил этнической чистки и сохранил фактическую автономию сербских анклавов.
В чем проблема нынешней Сирии? Да в том же стремлении победить со счетом 10:0. Оставить противника ни с чем, стереть о нем любые упоминания...
Наивные глупцы с разными именами – Путин, Асад, Абу Бакр Аль Багдади (ИГИШ), Мухамед Аль-Голани (Джебхат-ан Нусра). Они простодушно полагают, что решение конфликта со счетом 10:0 возможно... Путин и Асад не понимают, что даже гипотетическое взятие Алеппо ничего не меняет – исламисты никогда не примут поражение со счетом 10:0. Сама идея о том, что можно возродить довоенную Сирию, что все исламисты будут уничтожены, а мирное население забудет все, что было, и вернется в январь 2010 года, – полная чепуха.
Не понимают этого и исламисты, которые думают, что могут полностью покорить всех, кто не с ними, изгнать со всей территории Сирии алавитов, христиан и курдов, а потом спокойно взяться за строительство государства. Не будет мира в Сирии. Как не было на Кипре, в Боснии, в десятках других мест, пока люди не осознали: джинн, выпущенный из бутылки, никогда не вернется обратно. Страна может стать лучше или хуже, но той, что была раньше, – ей никогда не быть...
Какое это все имеет отношение к Грузии? Самое прямое, так как Грузия, с одной стороны, наглядный пример триумфа российской модели решения конфликтов – полная и безоговорочная победа одной стороны и полное, абсолютное унижение другой. Счет 10:0. Все или ничего.
С другой, Тбилиси проявляет полнейшее непонимание ситуации. Отсутствие осознания, что зубную пасту невозможно загнать в тюбик. Что случилось – то случилось, и Абхазия уже никогда не будет прежней. Как и Кипр, как и Босния, как и Сирия. Наивное представление, что мы будет лечить абхазов и построим им хороший торговый центр и они вернутся, – это такой же бред, как мнение России о том, что Грузия может вернуться ради винного рынка.
Детский сад, святая наивность. Думать о том, что Абхазия когда-нибудь в здравом рассудке и твердой памяти вернется к статусу «автономии в составе Грузии»... Как будто ничего не было, не было войны, не было 25 лет жизни без Грузии. Бред полный. Самообман.
Грузинское общество должно отойти от иллюзий и понять: Абхазия в ее нынешнем формате никогда не будет автономной республикой в составе Грузии. Поезд не только ушел – он даже не приходил. Автономный статус был устаревшим даже в 1989 году, а уж сейчас, через 25 лет...
Для того чтобы этот конфликт был урегулирован, есть только один способ: Грузия в любом случае останется проигравшей стороной, таковы реалии войны. Но поражение должно быть со счетом, скажем, 10:6. То есть синица в руках. Понимание того, что лучше уж то, что есть, чем вообще ничего.
Понимание со стороны абхазов: без реальной договоренности с Грузией у них нет перспективы. Рано или поздно российский океан их поглотит.
Я всегда был сторонником крайне непопулярной меры – раздела территории на грузинскую и абхазскую с последующим признанием государственной независимости Абхазии. Сейчас это звучит невероятно, даже меньше, чем гипотетически, но никакого другого урегулирования не будет – Абхазия никогда не будет автономией в составе Грузии, а в нынешнем виде ей жить недолго.
Время от времени всем приходится что-то уступать. Потерять часть, чтобы сохранить целое. Можно, конечно, бить себя в грудь со словами «ни пяди родной земли»… Можно и так. Но, как подсказывают мои наблюдения, как правило, любители пядей родной земли в случае чего остаются дома, а на фронте гибнут простые, бесхитростные ребята.
Сирия показывает: любая, даже самая цивилизованная страна может зайти в исторический тупик, если в сложной ситуации ее жителям и элите не хватит реализма, чтобы осознать – прошлого не вернешь и надо двигаться вперед.
В отношении абхазов такое возможно только в одном случае: если они возненавидят имперскую Россию больше, чем Грузию, – относительно демократическую, с мощным общественным контролем, с кучей различных международных обязательств...
Я не знаю, когда это случится и случится ли вообще. Я только знаю, что во всех остальных вариантах мы проиграем 10:0, а абхазская победа будет пирровой. Кто победит со счетом 10:0, – думаю, всем ясно...
Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: