По неофициальной информации из Цхинвала, в России задержан бывший исполняющий обязанности министра экономического развития Южной Осетии Батрадз Парастаев. По сведениям родственников, его ждет экстрадиция в Южную Осетию по запросу республиканской Генеральной прокуратуры.
Официальных сообщений об аресте бывшего и.о. министра экономического развития Южной Осетии Батрадза Парастаева пока не поступало. Тем не менее мои источники рассказывают: вчера вечером к нему в дом пришли сотрудники правоохранительных органов Краснодарского края, они арестовали Парастаева, сославшись на запрос Генеральной прокуратуры республики. Сегодня знакомые бывшего министра, со ссылкой на его родственников, сообщили мне, что Парастаева собираются экстрадировать в Южную Осетию.
Батрадз Парастаев приехал в Цхинвал из Краснодарского края, где он занимался сельскохозяйственным бизнесом, в 2010 году. Поначалу опытный предприниматель действительно с энтузиазмом взялся за дело. Он заложил яблоневый сад возле села Хетагурово, рассказывал журналистам о передовых технологиях в области сельского хозяйства, давал интервью о больших возможностях экономики Южной Осетии. А потом, в один прекрасный день того же года, он дал согласие занять должность заместителя министра экономического развития. Как говорят знавшие его предприниматели, фактически Парастаев согласился на участие в запутанных финансовых схемах по распределению денег инвестиционной программы, которую курировал тогдашний премьер-министр Вадим Бровцев.
Однако работа не заладилась: возникли вопросы по делу о закупке саженцев, крупного и мелкого рогатого скота и т.д. В мгновение ока Парастаев стал одним из подозреваемых по десятку уголовных дел, возбужденных Генеральной прокуратурой. Он долгое время был под подпиской о невыезде и только в 2014 году смог покинуть Южную Осетию – по срочному делу (из-за болезни матери). В последнее время Парастаев работал коммерческим директором на сокоперерабатывающем предприятии.
История чиновника-Парастаева ничем не отличается от истории тех, кто приехал в Южную Осетию поработать в период освоения потока денежных траншей из России, делится со мной на условиях анонимности первый собеседник. Парастаев оказался одним из винтиков в сложной машине финансовых схем. По словам источника, в этой ситуации куда умнее поступил министр экономразвития Константин Колиев, который отгородил себя от будущих проблем: он дал право подписей под документами своим заместителям, сам же не подписал ни одну из серьезных финансовых бумаг, не считая платежных ведомостей по зарплатам сотрудникам министерства. Почувствовав на себе давление от одного из высокопоставленных югоосетинских чиновников, который потребовал от него участия в серьезном инвестиционном проекте, Колиев добровольно ушел с занимаемой должности, уступив ее исполняющему обязанности Батрадзу Парастаеву. Вскоре начались проблемы и у самого Парастаева, который отказался подписывать акт приема работ по разводящим сетям на улицах Цхинвала. Якобы Вадим Бровцев уже тогда пригрозил ему увольнением.
Мой второй собеседник – тоже местный предприниматель. Он утверждает, что практически все уголовные дела, переданные югоосетинской прокуратурой в Северную Осетию, уже закрыты. Причина в отсутствии серьезной доказательной базы. Поэтому он весьма удивился задержанию Парастаева, с которым был хорошо знаком. «Конечно, говорит он, в период освоения денег из России святых не было. Но пока никто не отменял презумпцию невиновности. Мне самому интересно, чем закончится история с бывшим министром».
Источник не оправдывает Парастаева: раз есть запрос Генпрокуратуры, значит, к человеку есть вопросы. Однако действия местной прокуратуры он назвал похожими на сотрясение воздуха. «Нужно уметь доказывать вину бывших чиновников, иначе это обернется против нынешней власти, которая изначально объявила борьбу с хищениями», – добавил он.
Справедливости ради стоит отметить, что Генеральная прокуратура Южной Осетии неоднократно рассказывала о трудностях, с которыми она сталкивается в расследовании дел экс-чиновников, участвовавших в освоении российских денег. В таком случае Батрадз Парастаев, переданный им коллегами из России «на блюдце с голубой каемкой», и его показания помогли бы им распутать хоть один из клубков уголовных дел.
Интересная деталь: судя по информации, которой располагают знакомые Парастаева, российские правоохранители якобы не обнаружили у него российского гражданства, в связи с чем и угрожают ему экстрадицией. Эта неожиданность (учитывая, что он постоянно проживал в России, имел там бизнес) позволяет предположить, что бывший югоосетинский чиновник просто успел перейти дорогу кому-то в России, а темное пятно в биографии, подтверждаемое запросом из Генпрокуратуры РЮО, дало реальный рычаг для воздействия на Парастаева.
Хотите получать самые эксклюзивные и креативные новости с этого сайта, подпишитесь на них: